В 1939 году вместе с базовой моделью нового грузовика ГАЗ-11-51 на Горьковском автозаводе был разработан полноприводный ГАЗ-11-62 (4x4), имевший в свою очередь армейское продолжение — ГАЗ-63. Освоению этих машин помешала начавшаяся война. В мае 1944 года на базе макетных агрегатов ГАЗ-63 была построена колёсная САУ КСП-76, имевшая заводское название ГАЗ-68. Хотя, в дальнейшем, тему колёсной пушки и закрыли, индекс ГАЗ-68 оказался вскоре вновь востребованным…
Началось всё с того, что Тракторное управление (ТУ) ГАУ, в ведении которого находились средства механизированной тяги для артиллерии, обратилось на ГАЗ с предложением создать лёгкий артиллерийский тягач для буксировки противотанковых орудий по типу американского ленд-лизовского Dodge WC51 («Додж-¾») с сохранением индекса ГАЗ-68. Вскоре вышло постановление правительства, были выданы ТТТ на разработку машины.
Силами инженеров конструкторско-экспериментального отдела (КЭО) автозавода под руководством ведущего конструктора П.И. Музюкина был спроектирован артиллерийский тягач ГАЗ-68, опытные образцы которого были готовы уже в первой половине 1948 года.
Конструкция «68-го» получилась весьма простой и значительно унифицированной с другими моделями ГАЗа. За основу взяли ГАЗ-63 послевоенного образца с уменьшенной на 600 мм колесной базой (2700 мм) и иной рамой. Её лонжероны имели прогиб в середине, что позволило понизить центр тяжести и уменьшить погрузочную высоту.
Все остальные основные узлы — двигатель со сцеплением и КПП, ведущие мосты, рулевое управление, тормоза, элементы подвески, колёса с шинами 9,75-18" модели Я-42, электрооборудование и буксирный прибор — заимствовали от ГАЗ-63. Для тягача ГАЗ-68 пришлось укоротить лишь карданные валы, а для плавности хода добавить к задним рессорам рычажные амортизаторы.
Двигатель слегка подвинули вперед и вниз, понизив линию капота. Оперение с небольшими доработками тоже взяли от ГАЗ-63, и лишь открытая двухместная кабина и кузов (с отдельными брезентовыми тентами) у «68-го» были оригинальные, хотя рамку ветрового стекла унифицировали с таким же элементом перспективного ГАЗ-69.
Небольшая цельнометаллическая грузовая платформа предназначалась для размещения личного состава и перевозки части боекомплекта буксируемой артиллерийской системы. Она, как и кабина, имела съёмный тент на складывающихся дугах и откидной задний борт. Правда, существенную часть полезного объёма платформы занимали надколёсные ниши, часть оборудования и ЗИП, дополнительный топливный бак и ниша для запасного колеса, крепившегося под кузовом. В отличие от Доджа-¾, у которого стоявшая сбоку «запаска» закрывала доступ водителя в кабину, запасное колесо на «68-м» разместили горизонтально на откидном кронштейне правого лонжерона рамы.
Для самовытаскивания автомобиля, вытаскивания застрявших машин и вытягивания артиллерийских систем на особо крутые поъёмы, куда въезд тягача с артиллерийским орудием был невозможен использовали штатную лебёдку самовытаскивания от автомобиля ГАЗ-63А.
Опытные образцы арттягача ГАЗ-68 (армейское обозначение АТК-Л) успешно прошли заводские испытания летом–осенью 1948 года и были переданы представителям ГАУ для проведения приёмочных полигонных испытаний. Особых замечаний к машине не было…
Уже на этапе создания ГАЗ-68 началось противостояние между артиллеристами и танкистами, заинтересованными в приоритете разработки БТР-40 (на базе того же ГАЗ-63). В пользу бронетранспортера выступили военный представитель на ГАЗе ГБТУ Министерства ВС инженер-майор (позже инженер-полковник) К.К. Лисин, председатель НТК ГБТУ и начальник военного отдела Министерства автомобильной и тракторной промышленности СССР. В результате предпочтение военного ведомства было отдано более востребованному БТР-40.
К тому же, и сами создатели понимали, что весьма узкоспециализированный ГАЗ-68 с его малой грузоподъёмностью и еще меньшей грузовместимостью не сможет успешно конкурировать с базовым многоцелевым грузовиком ГАЗ-63, способным применяться как в армии (в том числе и как арттягач), так и в народном хозяйстве, ведь встать на конвейер «68-й» мог только за счет уменьшения объёмов выпуска «63-го», на что ни гражданское, ни военное руководство не пошли бы.
И наконец, сама идея создания арттягача наиболее простым и дешевым способом оказалась неудачной. Заимствованные от грузовика узлы для машины явно меньшего класса получились значительно перетяжеленными, переразмеренными, а конструкция в целом — негармоничной и слишком металлоёмкой.
Окончательную «точку» на ГАЗ-68 поставила очередная реорганизация структур Министерства ВС, в результате которой в 1949 году произошло объединение автомобильной (Тыла) и тракторной (ГАУ) служб в единую автотракторную службу (ГЛАВТУ), где появились свои заказывающее и принимающее новую технику звенья. В связи с этим тема АТК-Л (иногда употребляются обозначения АТК-Л-68, АТКЛ-68) потеряла свою актуальность, но были утверждены новые ТТТ уже на многоцелевой универсальный 1-тонный автомобиль 4x4. Эту разработку, начатую на ГАЗе в 1951-м, обозначили как ГАЗ-62.
Джерела використаних текстових та фотоматеріалів:
http://русская-сила.рф/guide/army/tr/gaz68.shtml
http://www.autowp.ru/gaz/concepts/page5/
http://русская-сила.рф/guide/army/tr/gaz68.shtml
http://www.autowp.ru/gaz/concepts/page5/