Отличительными чертами ГАЗ-14 был высокий технический уровень и невиданные ранее в советских машинах удобства. Автоматическая коробка передач, усилители рулевого управления и привода тормозов, кондиционирование воздуха и эффективная шумоизоляция создавали особый уровень комфорта пассажирам и водителю.
Сборка машины производилась практически вручную на специально созданном для этих целей на Горьковском заводе ПАМС (производстве автомобилей малых серий). Не смотря на то, что на кузовные детали имелись штампы, и элементы были взаимозаменяемыми, сборка кузова требовала много ручного труда и большой аккуратности. Так в процессе подгонки кузовных элементов и хромированных деталей кузов собирался и разбирался несколько раз.
После того как кузов был окончательно собран, для выравнивания поверхностей и удаления зазоров на него наносилась не традиционная шпаклевка, а слой олова, и все — вручную. Покраска кузова автомобиля производилась на заводе специальной нитрокраской радикально черного цвета (цвет «воронье крыло»). После нанесения каждого слоя автомобиль тщательно полировали. Всего могло быть до пятнадцати слоев.
На ГАЗ-14 ставился V-образный 8-цилиндровый двигатель объемом 5,5 л, позволявший развивать скорость до 175 км/ч. За счет изменения фаз газораспределения, газопроводов, совершенствования карбюрации и других мер максимальная мощность поднялась с 195 до 220 л. с. Для снижения шумности системы газораспределения, а также повышения устойчивости работы двигателя толкатели сделаны гидравлическими. Коленчатый вал стали снабжать гасителем крутильных колебаний. Топливная экономичность при этом не ухудшилась и находится на уровне прежнего, зато запас хода возрос с 460 до 530 км за счет увеличения на 20 л емкости бензобаков.
При проектировании автомобиля уделялось большое внимание вопросам обеспечения современного уровня безопасности конструкции соответственно требованиям международных правил, а также действующим нормам и стандартам СССР.
Среди совершенно новых систем в первую очередь отметим передние дисковые тормоза с вентилируемыми дисками. Каждый тормозной механизм передних колес оснащен двумя тормозными скобами; задние тормоза — барабанные. Для увеличения надежности гидравлический привод тормозов имеет два независимых контура, каждый из которых действует на тормоза обоих передних колес и одного заднего. Система усиления английской фирмы «Гирлинг» состоит из центрального вакуумного усилителя, действующего на двойной главный цилиндр, и двух гидровакуумных усилителей — по одному в каждом контуре. Встроенный гидравлический сигнализатор известит о выходе из строя одного из контуров. Повышению безопасности служит также установка гидроусилителя руля; блокировка дверей с места водителя.
Рама позволила придать автомобилю очень низкий центр тяжести, а значит и устойчивость. Этому способствовали и габариты: длина 6114 мм, ширина — 2020 мм, высота — 1580 мм и колесная база — 3450 мм. Такие параметры придавали ГАЗ-14 устойчивость кирпича. Этот автомобиль было невозможно опрокинуть.
Подлинным шедевром дизайнерской и инженерной мысли стал новый кузов. Станиславу Волкову удалось создать автомобиль, в котором стремительность и динамичность линий удивительным образом сочетались с монументальностью и величием, положенными машинам такого класса «по протоколу».
Хотя высота новой «Чайки» уменьшилась почти на 10 см по сравнению с ГАЗ-13, входить в салон было очень удобно: рамная конструкция позволила сделать дверные проемы без порогов, и, кроме того, посадка автомобиля стала ниже. Благодаря понижению центра тяжести машина стала более устойчивой, улучшилась аэродинамика, сократился расход топлива.
Рамная конструкция новой «Чайки» не обеспечивала должной безопасности за счет создания зон сминания, но это не значит, что конструкторы бросили пассажиров на произвол судьбы: двери были оснащены брусами жесткости, а салон оборудован инерционными ремнями безопасности. Кроме того, впервые в отечественной практике автомобиль получил не только передние, но и задние противотуманные фонари, фароочистители струйного типа и дворники, в неработающем положении убирающиеся под кромку капота.
Интерьер новой «Чайки» также разрабатывал Станислав Волков. Салон получился стильным и гармоничным. Сиденья и большая часть кузовных панелей обивались охристо-бежевым или серо-зеленым велюром. Солидности салону придавало умеренное использование вставок, декорированных под шпон дорогих пород дерева.
Хромированных элементов было немного. В отличие от правительственных ЗИЛов, передние сиденья имели достаточно широкий диапазон регулировки, в том числе и по высоте, а вот пассажиры заднего дивана вынуждены были довольствоваться лишь регулируемыми по высоте и наклону подголовниками и выдвижным центральным подлокотником.
Для поддержания микроклимата салон был оборудован двумя эффективными отопителями (при -25 °С на улице салон прогревался до +25 °С за 10 минут) и японским кондиционером. Поскольку кондиционер располагался в багажнике за спинкой заднего сиденья, в машине не пришлось обустраивать никаких специальных воздуховодов. «Сливки» от работы кондиционера снимали высокопоставленные пассажиры, а водителю доставалось... то, что оставалось.
Подобным образом была организована и работа аудиосистемы. Хотя стереофонический радиоприемник VEFRadiotehnika RRR и кассетный магнитофон Vilma располагались на центральной консоли рядом с водителем, основное управление аудиосистемой осуществлялось с пульта в подлокотнике заднего дивана.
Разумеется, стеклоподъемники и механизм выдвижения антенны были электрическими; водитель мог использовать центральную блокировку замков. Салон был буквально нашпигован всевозможными гаджетами, для обеспечения работы которых понадобилось в общей сложности 17 электродвигателей! Обилие электроники привело к появлению под капотом второго аккумулятора, что впоследствии породило миф о дублировании (как на правительственных ЗИЛах) системы зажигания, хотя на самом деле «Чайка» этой опции не имела.
Стоит отметить, что вся эта роскошь скрывалась за тонированными стеклами - ветровым и задним, при этом ветровое было дополнительно затемнено в верхней части.
Между началом работы над новой «Чайкой» и запуском в производство первых промышленных образцов прошло несколько лет. В первой половине 70-х годов Горьковский автозавод осваивал производство базового грузовика ГАЗ-52-04, пришедшего на смену ГАЗ-51А, а в уготованной ГАЗ-14 номенклатурной нише пытался утвердить ся негласный конкурент новой «Чайки» ЗИЛ-117. Однако ЗИЛ был слишком дорог и официозен, что противоречило существующей негласной «табели о рангах».
Биография новой «Чайки» с самого начала складывалась довольно причудливо, в отличие от ГАЗ-13, много лет верой и правдой служившего «слугам народа». ГАЗ-14 с символичным заводским номером «1» решили преподнести в подарок главе государства: 19 декабря 1976 года страна готовилась отмечать 70-летие Леонида Ильича Брежнева.
Новые «Чайки» планировалось окрашивать только в черный цвет, но для юбиляра намеревались сделать исключение. По воспоминаниям В.Н.Носакова,для наглядности на завод из Москвы прислали темно-вишневую авторучку - именно такой цвет предстояло подобрать и воспроизвести для покраски кузова подарочного автомобиля. Так и сделали. Однако высокопоставленные «приемщики», которым продемонстрировали готовую машину, посчитали эксклюзивную «Чайку» слишком светлой. Подарок вождю пришлось перекрашивать. По словам конструктора, после смерти Брежнева и расформирова ния его коллекции автомобилей вишневая «Чайка» оказалась в гараже Калининской областной администрации. Дальнейшая судьба этой машины неизвестна.
На поток производство новых «Чаек» было поставлено лишь в 1977-м. В год таких машин собирали около сотни. При этом параллельно - вплоть до 1981 года - продолжался и выпуск «Чаек» предыдущего поколения.
Блюстители субординации решили, что новая «Чайка» - слишком большая и шикарная для чиновников «среднего руки». Раз ГАЗ-14 по классу и габаритам приблизился к правительственным ЗИЛам, значит, и право на него имеют номенклатурные работники не ниже министерского уровня. И большую часть тех, кому по статусу полагалось ездить на ГАЗ-13, «унизили», пересадив в служебные «Волги».
В конце 80-х, в самый разгар перестройки, Михаил Горбачев, начавший борьбу с привилегиями партийных работников и государственных служащих, в величественном черном автомобиле усмотрел символ социальной несправедливости. Чиновники, «утопавшие в роскоши», в приказном порядке были пересажены на автомобили попроще, а производство ГАЗ-14 прекращено.
Последняя «Чайка» сошла со «стапелей» Горьковского автозавода 24 декабря 1988 года.
Решив окончательно вычеркнуть ГАЗ-14 из памяти народа, Горбачев приказал уничтожить необходимое для производства «Чайки» технологическое оборудование и техническую документацию. Под пресс пошли даже формы для сувенирных масштабных моделей «Чайки».
«Прерванный полет» - иначе не назовешь историю одного из самых удачных представительских автомобилей, когда-либо выпускавшихся в СССР.